+74956128523
125167, г.Москва, Ленинградский проспект, д.46
ГБОУ "Школа № 152"

Музейная азбука

 

 

Организация экскурсионной деятельности

в школьном музее

 

С 2004 года в школе работает военно-исторический музей «России Доблесть, Честь и Слава», созданный усилиями педагогов и учащихся.  В музее насчитывается более 200 экспонатов по истории школы с 1935 года, собран уникальный  фотоархив,  хранятся личные вещи директоров и педагогов школы. Ежегодно музей пополняется новыми экспонатами.

Не первый год в рамках музея  работает школа  «Юный экскурсовод» -  это совместная деятельность  учителей истории и учащиеся 6-9-х  классов.  Занятия в этой школе не только теоретические, но и как правило практические, где большое значение уделяется вопросу правильной организации экскурсии. На примере экскурсий, которые продолжительное время проводит руководитель музея,  ребята  учатся интересно вести экскурсию и при этом соблюдать определенные правила поведения. Учащиеся-экскурсоводы учатся сами и  учат учеников-экскурсантов освоить правила поведения на экскурсии.

В сентябре этого года  для учащихся 3-го класса  была проведена экскурсия «Наша школа в годы Великой Отечественной войны». Её провела руководитель музея, учитель истории с 50-летним стажем, выпускница  нашей школы 1965 года Щербина Лидия Анатольевна – наставник юных  экскурсоводов. Это был мастер-класс для юных экскурсоводов.


   Учитель,подготавливая  юных экскурсоводов  к проведению экскурсии,заостряет внимание на следующих моментах:  

 

1. Личность экскурсовода. Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно.

2. Внешний вид экскурсовода. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой учащихся имеет внешний вид экскурсовода - скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты.

3. Содержание экскурсии. Главное в экскурсии - это её убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит авторитет экскурсовода, и завоевывается он каждый раз заново в процессе экскурсии.

4. «Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе.

5. Требования по проведению экскурсии:

  •  Любаяя экскурсия должна начинаться со вступления. В первые секунды у слушателей идет механическая настройка слуха на голос экскурсовода, тембр его голоса. Осмысление его слов наступает на несколько секунд позже. Бесполезно говорить что-то важное, что нужно запомнить.

         Поэтому, первые фразы экскурсовода должны быть вводные, настраивающие учащихся  на голос экскурсовода. Обычно, это фраза без большого смысла, приветственные или вводные слова:  «Рады вас видеть в нашем музее!”

  • На  рассказ об одном объекте необходимо тратить не более 5-ти минут. Если время рассказа по одному объекту превышает 3-5 минут, то у учеников наступает так называемый «кризис внимания», т.е. экскурсанты устают слушать, воспринимать, смотреть. Интерес к экскурсии пропадает. Поэтому, текст комментария готовится заранее и его  необходимо отрепетировать с секундомером.

  • Возможность показа иллюстраций из «портфеля экскурсовода». Если иллюстрация мелкая, то в группе не все могут ее разглядеть и внимание слушателей падает.  Но рассматривать иллюстрации во время экскурсии бывает очень интересно, поскольку они бывают очень редким материалом. Иллюстрации из портфеля экскурсовода должны быть  не меньше размера А4, наклеены на твердую основу, чтобы  не скручивались, не загибались.

              ИГРА "НЕЗНАЙКИ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ"

В рамках школы «Юный экскурсовод» была проведена ролевая игра «Незнайки в школьном музее». Некоторые ситуации поведения в музее были обыграны.

Распределение ролей:

- ученица 9 класса – «экскурсовод-Незнайка»;

- учащиеся 4-го класса –«экскурсанты-Незнайки».

 

 Ребята в ходе игры выяснили, что

при проведении экскурсии необходимо учитывать: 

 

1.Экскурсоводу нельзя поворачиваться спиной к экскурсантам, тем самым он  заслоняет объект показа.

Группа теряет визуальный и эмоциональный контакт с экскурсоводом. Экскурсовод не видит реакции детей на происходящее и не может вовремя отреагировать на эмоции группы. Группа видит объект не полностью. Также внимание группы экскурсовод переключает на себя, вместо того, чтобы обратить его на объект.

 

«Экскурсанты-Незнайки»  выяснили, что они должны стоять около экскурсовода полукругом. Тогда всё самое интересное они смогут увидеть и услышать.

 

2.«Экскурсовод–Незнайка» начинает свой рассказ, когда еще не все члены группы подошли к объекту.

Те члены группы, кто не успел подойти к витрине, не услышали начало комментария экскурсовода. У них потерялась логическая нить рассказа экскурсовода, они прослушали что-то интересное. Интерес к экскурсии и к экскурсоводу у них падает и возникает чувство несправедливости. 

 

Поэтому,  начинать  рассказ можно только тогда, когда не подошли один-два человека.  «Семеро одного не ждут», гласит известная пословица. Опаздывающие, зная это, всегда поторапливаются к началу рассказа.

 

3. «Экскурсант-Незнайка» опоздал  к началу экскурсии.

Экскурсовод может начать нервничать и быть менее терпеливым по отношению к своим слушателям.

 

Решить эту проблему достаточно просто. Приходить на место начала экскурсии в музее  за несколько минут до её начала. Это позволит создать спокойную доброжелательную обстановку с самого начала экскурсии.

 

 4.«Экскурсовод-Незнайка» не дает указаний по передвижению группы.

Группа послушала комментарии  по объекту и не знает, куда идти и что делать дальше. Группа разбредается, либо отвлекается на другие экспонаты.  Не понятно, продолжится ли рассказ или можно  разойтись.

Знающий  экскурсовод четко сообщает экскурсантам, что будет происходить в ближайшие несколько минут. Например: «Сейчас мы перейдем к следующему экспонату школьного музея…».

 5.«Экскурсовод-Незнайка»   ведет экскурсию на ходу.

Если в группе более трех человек, то речь идущего экскурсовода слышат только те, кто идет очень близко к нему. 

 

Рассказ лучше организовывать на выбранных заранее точках показа, где вся группа может хорошо слышать речь экскурсовода. Во время ходьбы же удобно ответить на частные короткие вопросы отдельных членов группы.

 

 ЭКСКУРСИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ МУЗЕЮ

Далее активная участница «Школы юного экскурсовода»  ученица 9 класса  провела открытую  экскурсию по теме «Твои защитники Москва»  для учеников 4-го класса,  на которой также присутствовали и учились правильно проводить  экскурсии будущие экскурсоводы, слушатели школы  «Юный экскурсовод».

 

Занятия в школе  «Юный экскурсовод» в дальнейшем не только помогут ребятам правильно вести себя во время экскурсий, но и правилам этикета. Учащиеся учатся грамотно строить свою речь, держать себя свободно при выступлениях, устных  ответах. Всё это поможет им в учёбе.

Пожелаем успехов юным экскурсоводам!